Урок-практикум по русскому языку в 8 классе. Учитель Разжималина Р. И.
Тема. Обобщение и систематизация изученного об односоставных и неполных предложениях (урок-практикум)
Цели: обобщить, систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях, совершенствуя умения опознавать и различать их виды, развивать языковую, коммуникативную компетенции, творческие способности учащихся, воспитывать эстетический вкус
Ожидаемые результаты:
-учащиеся опознают односоставные предложения и определяют их роль в языке.
-различают виды односоставных предложений,
-строить и уместно использовать в речи односоставные предложения
Оборудование: репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна», отрывки
из художественных произведений, компьютер
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
ХОД УРОКА
I. Объявление темы, цели урока
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Мы каждый день обогащаем свою речь, совершенствуем язык. А.П.Чехов нам напоминает : «Язык должен быть прост и изящен». Вот и получается, что для понимания смысла не важно, чтобы в предложении было два главных члена. Так в нашей речи появились односоставные предложения. Благодаря им мы почувствовали всю прелесть поэзии, красоту пейзажа, динамичность и неповторимость нашего повествования. А теперь посмотрим, как знания об односоставных предложениях вы реализуете для выполнения своих заданий
II1. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
• Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
• Расскажите об особенностях строения и употребления неполных предложений.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. «Искусствоведческое эссе»
Свободный диктант
В. Н. БАКШЕЕВ «ГОЛУБАЯ ВЕСНА»
Василий Николаевич Бакшеев — большой мастер пейзажа. Особенно любил художник весну. Образ природы в «Голубой весне» девически-нежен, прозрачно-чист. Это спокойное^ радостное состояние природы. Первая зелень. Пробуждение природы. Пахнет прелым листом. Дружный хор молодой зеленой листвы. Жадно ввысь устремились березки. Теплый, душистый воздух. Дышится легко и свободно. Ажурные верхушки деревьев с розовато-желтым опереньем их веток. Весенние тени на земле. Но самое главное — это голубой фон неба* Вся картина пронзила его влекущим очарованием. Глаз невольно охватывает и безмерное море неба, и прелую землю с весенними тенями, и кружево тянущихся вверх березок. «Голубая весна» — это удивительно цельный и поэтичный образ весны.
Задание
Определите главную мысль текста. Составьте план текста. Напишите диктант, используя односоставные предложения.
2. «Проба пера»
Ученики создают сочинение-миниатюру по данному началу с использовани ем односоставных и двусоставных предложений.
1) Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые свет лые, добрые, самые благородные чувства... .
2) Вечер. Беру томик стихов А. Пушкина и... .
3. «Юные литературоведы» (сравнительный анализ текстов)
Сравните два отрывка, озаглавьте их, определите тему и основную мысль Укажите, как раскрывается основная мысль, какую роль играют безличные предложения.
1) Голо и неприветливо в лесу. Либо стоит гнетущая тишина, либо рвется и завивает в черных отсыревших ветвях промозглый ветер. Часто сеет холодная морось, а чуть подморозит — начинают кружится ленивые белые мухи. Стихает ветер, ни зверя, ни птицы, будто все кругом вымерло (По Б. Тимофееву).
2) Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес Тихо стало в лесу. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кальчу-ге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! (По Д. Зуеву)
. 4. Коммуникативный тренинг (составление и иисценизация диалогов и монологов)
Задание 1
Составьте диалог врача и больного. Почему в вопросах врача будут преобладать определённо-личные предложения, а в ответах больного — безличные предложения?
Задание 2
Составьте монолог врача, дающего инструкции родителям больного малыша, с использованием слов, выражающих возможность, необходимость, желательность действий (необходимо следить за...; надо давать...; нельзя охлаждаться...).
Какие предложения используются при этом? Как выражается в них сказуемое? К какому стилю речи можно отнести данный монолог?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на свободную тему в любом жанре с использованием односоставных предложений.
|