Урок литературы в 8 классе. Учитель Разжималина Р. И.
Тема: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Цели: познакомить учащихся с основными событиями жизни Лермонтова, привлекая полученные ранее знания, в общих чертах охарактеризовать его творчество, кратко рассказать об истории создания «Песни про царя Ивана Васильевича...»; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать любовь к личности поэта и его произведениям.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают основные события жизни поэта и главные особенности его творчества.
Оборудование: выставка произведений Лермонтова, репродукция портрета М.Ю. Лермонтова ; репродукции рисунков поэта, компьютер
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: интерактивный урок.
Ход урока
I.. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Осуществляется в ходе урока.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Вопрос к учащимся
Какие факты биографии Лермонтова вы помните?
Литературная викторина «Венок стихотворений поэта».
Учащиеся делятся на три группы. Учитель читает строки из произведений Лермонтова, изученных в младших классах. Представители групп говорят их названии. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Побеждает группа, набравшая максимальное количество баллов.
1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.
(Ответ: «Парус»)
2. — Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(Ответ: «Бородино»)
3. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(Ответ: '«Парус») -
4. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(Ответ: «Тучи»)
5. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(Ответ: «На севере диком...»)
6. Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
(Ответ: «Утес»)
Слово учителя
«Первой моей сознательной любовью к поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером потрепанном переплете, с портретом грустного большеглазого гусара, нарисованным „ниточками" (это была гравюра), лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем, если не надо было штопать чулки или что-нибудь помогать по дому... мне было семь лет и потом восемь лет...
Красота и человечность лермонтовских стихов, несознаваемые, а потому тем более властные, пленили меня всей силой своею...»,- так в книге «Дневные звезды» писала о поэзии Лермонтова известная русская поэтесса и прозаик Ольга Берггольц.
Вопрос к учащимся
Какой отклик поэзия Лермонтова нашла в вашей душе?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДеЯТелЬНОСТИ_
Судьба отмерила Михаилу Юрьевичу Лермонтову неполных 27 лет. Как и его великий предшественник Пушкин, поэт погиб в расцвете своих творческих сил на дуэли. Однако за недолгий срок жизни Лермонтов создал непревзойденные образцы прекрасной лирики, глубокой прозы, драматические произведения. С одним из произведений поэта «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» мы будем знакомиться на ближайших занятиях. А перед этим рассмотрим главные события в биографии Михаила Юрьевича, которая в общих чертах вам уже известна.
IV. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сообщения учащихся
-Детство Лермонтова
-Годы учебы
-Военная служба
-Последний год жизни Лермонтова
Во время выступлений учащихся класс записывает основные события жизни Лермонтова с датами, в виде хронологической таблицы.
Слово учителя
В творчестве Лермонтова ученые выделяют два периода: ранний (1828—1832) и зрелый (1835—1841), между которыми был промежуток времени, когда поэт практически не писал. То есть литературный стаж Михаила Юрьевича очень небольшой — всего 11 лет. Но за этот короткий срок он создал произведения на самые разные темы: на тему любви, патриотизма, роли поэта и поэзии, гражданскую тему, философскую. Несколько сочинений посвящены исторической теме, и среди них — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как поэт над ней работал?
В научных книгах и статьях о Лермонтове неоднократно говорилось о связи «Песни» с народной поэзией, в частности с былинами и историческими песнями, которые Михаил Юрьевич великолепно знал. Народным творчеством он заинтересовался с отроческих лет. Позже этот интерес усилился под влиянием друга поэта — С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. Поэт несомненно читал, например, популярный сборник фольклора «Древние российские стихотворения, собранные.Киршею Даниловым», изданный в 1804 и 1818 годах. Некоторые из произведений сборника («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне». Образ удалого купца очерчен в соответствии с традицией разбойничьих песен.
Возможно, в сюжете произведения Лермонтов использовал и эпизод, рассказанный Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского». Это эпизод времен эпохи Ивана IV о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили [опричники]... а ему отрубили голову». Таким образом, обоб-щенный образ Ивана Грозного создан Лермонтовым в духе исторических песен о царе и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. «Песня...» написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе в первой ссылке, в 1837 г. По свидетельству русского издателя А.А. Краевского, Лермонтов «...набросал ее от скуки чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты», затем послал рукопись Краевскому для публикации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского «Песня...» все-таки была опубликована в 1838 г. в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду», но без имени автора. Под произведением стояла подпись «-въ».
Современники Лермонтова высоко оценили «Песню...». Именно этому произведению посвящен первый отзыв о поэте выдающегося русского критика В. Г. Белинского. В 1838 г. Белинский в статье «Елена, поэма г. Бернета» отметил: «...Не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».
V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Вопросы к учащимся
-Что нового вы узнали на уроке о судьбе Лермонтова?
-Какой факт биографии поэта и почему вас удивил, потряс?
Писатель И. Л. Андронников однажды сказал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи». Как вы думаете, почему при упоминании имени поэта,возникает горечь и сожаление?
Какими источниками пользовался Лермонтов при создании «Песни про царя Ивана Васильевича...»?
В каком году была создана «Песня...»?
VI. ОБЪЯВЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вспомнить основные особенности жанра исторической песни и поэмы.
Задания для четырех вариантов. Подготовить сообщения на темы: «Личность Ивана Грозного»; «Историк Н.М. Карамзин об Иване Грозном», «История опричнины», «"Домострой" как литературный памятник XVI в.».
|