Головна | Реєстрація | Вхід | RSSП`ятниця, 26.04.2024, 12:58

Сіверська гімназія №3

</>
Меню сайту
Категорії розділу
Статті різної тематики [8]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 108
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Головна » Статті » Статті різної тематики

Урок литературы в 8 классе. Учитель Разжималина Р. И.

Урок литературы в 8 классе. Учитель Разжималина Р. И.

 

ТемаМ. Ю. ЛЕРМОНТОВ.  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Цели: познакомить учащихся с основными событиями жизни Лермонтова, привлекая полученные ранее знания, в общих чертах охарактеризовать его творчество, кратко рассказать об истории создания «Песни про царя Ивана Васильевича...»; разви­вать монологическую речь учащихся; воспитывать любовь к личности поэта и его произ­ведениям.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают основные события жизни поэта и главные особенности его творчества.

Оборудование: выставка произведений Лермонтова, репродукция портрета М.Ю. Лермонтова ; репродукции рисунков по­эта, компьютер

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: интерактивный урок.

 

Ход урока                                                                                

I.. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Осуществляется в ходе урока.

II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 

 Вопрос к учащимся

Какие факты биографии Лермонтова вы помните?

 Литературная викторина «Венок стихотворений поэта».

Учащиеся делятся на три группы. Учитель читает строки из произведений Лермонтова, изученных в младших классах. Представители групп говорят их названии. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Побеждает группа, набравшая максимальное количество баллов.

1.   Белеет парус одинокий

      В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.

(Ответ: «Парус»)

2.                            — Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(Ответ: «Бородино»)

3.                            Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

(Ответ: '«Парус») -

4.                            Тучки небесные, вечные странники!
Степью
лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

(Ответ: «Тучи»)

5.   На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(Ответ: «На севере диком...»)

6.   Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя...

(Ответ: «Утес»)

 Слово учителя

«Первой моей сознательной любовью к поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером потрепанном переплете, с портретом грустного большеглазого гусара, нарисованным „ниточками" (это была гравюра), лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем, если не надо было штопать чулки или что-нибудь помогать по дому... мне было семь лет и потом восемь лет...

Красота и человечность лермонтовских стихов, несознавае­мые, а потому тем более властные, пленили меня всей силой своею...»,- так в книге «Дневные звезды» писала о поэзии Лермонтова известная русская поэтесса и прозаик Ольга Берггольц.

 

 Вопрос к учащимся

Какой отклик поэзия Лермонтова нашла в вашей душе?

 

III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДеЯТелЬНОСТИ_

Судьба отмерила Михаилу Юрьевичу Лермонтову непол­ных 27 лет. Как и его великий предшественник Пушкин, поэт по­гиб в расцвете своих творческих сил на дуэли. Однако за недолгий срок жизни Лермонтов создал непревзойденные образцы прекрас­ной лирики, глубокой прозы, драматические произведения. С од­ним из произведений поэта «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» мы будем знакомиться на ближайших занятиях. А перед этим рассмотрим главные события в биографии Михаила Юрьевича, которая в общих чертах вам уже известна.

 

IV.  ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 Сообщения учащихся

-Детство Лермонтова

-Годы учебы

-Военная служба

-Последний год жизни  Лермонтова

Во время выступлений учащихся класс записывает основные события жизни Лермонтова с датами, в виде хронологической таблицы.

 

 Слово учителя

В творчестве Лермонтова ученые выделяют два периода: ран­ний (1828—1832) и зрелый (1835—1841), между которыми был промежуток времени, когда поэт практически не писал. То есть литературный стаж Михаила Юрьевича очень небольшой — всего 11 лет. Но за этот короткий срок он создал произведения на самые разные темы: на тему любви, патриотизма, роли поэта и поэзии, гражданскую тему, философскую. Несколько сочинений посвя­щены исторической теме, и среди них — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как поэт над ней работал?

В научных книгах и статьях о Лермонтове неоднократно го­ворилось о связи «Песни» с народной поэзией, в частности с бы­линами и историческими песнями, которые Михаил Юрьевич ве­ликолепно знал. Народным творчеством он заинтересовался с от­роческих лет. Позже этот интерес усилился под влиянием друга поэта — С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. Поэт несомненно читал, например, популярный сборник фольклора «Древние российские стихотворения, собранные.Киршею Даниловым», изданный в 1804 и 1818 годах. Некоторые из про­изведений сборника («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне». Образ удалого купца очерчен в соответствии с традицией разбойничьих песен.

Возможно, в сюжете произведения Лермонтов использовал и эпизод, рассказанный Н.М. Карамзиным в «Истории государ­ства Российского». Это эпизод времен эпохи Ивана IV о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесче­стили [опричники]... а ему отрубили голову». Таким образом, обоб-щенный образ Ивана Грозного создан Лермонтовым в духе истори­ческих песен о царе и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. «Песня...» написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе в первой ссылке, в 1837 г. По свидетельству русского издателя А.А. Краевского, Лермонтов «...набросал ее от скуки чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выхо­дить из комнаты», затем послал рукопись Краевскому для публи­кации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского «Песня...» все-таки была опубликована в 1838 г. в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду», но без имени автора. Под произведением стояла подпись «-въ».

Современники Лермонтова высоко оценили «Песню...». Именно этому произведению посвящен первый отзыв о поэте выда­ющегося русского критика В. Г. Белинского. В 1838 г. Белинский в статье «Елена, поэма г. Бернета» отметил: «...Не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приоб­ретает сильное и самобытное дарование».

V.  ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Вопросы к учащимся

                -Что нового вы узнали на уроке о судьбе Лермонтова?

-Какой факт биографии поэта и почему вас удивил, потряс?

Писатель И. Л. Андронников однажды сказал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи». Как вы думаете, почему при упоминании имени поэта,возникает горечь и сожаление?

Какими источниками пользовался Лермонтов при создании «Песни про царя Ивана Васильевича...»?

В каком году была создана «Песня...»?

VI.  ОБЪЯВЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вспомнить основные особенности жанра исторической песни и поэмы.

Задания для четырех вариантов. Подготовить сообщения на темы: «Личность Ивана Грозного»; «Историк Н.М. Карам­зин об Иване Грозном», «История опричнины», «"Домострой" как литературный памятник XVI в.».

Категорія: Статті різної тематики | Додав: ksena9944 (31.01.2014)
Переглядів: 1059 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Форма входу
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz